top of page
Поиск
  • Фото автораBorisGurevich

Весь маньеризм за три часа, или Свидание с Доном Хилем – Зелёные штаны

1 сентября как-то совершенно спонтанно для меня открылся театральный сезон. Чудом удалось попасть на спектакль Пензенского областного драматического театра им. А. В. Луначарского «Дон Хиль. Версия», режиссёр - Борис Гуревич, сценография и костюмы - Мария Брянцева.

Спектакль вышел в конце 2019 года, но сегодня я увидела его впервые. Обычно я как-то сначала мяукаю, смакую ощущения от театра, трепетно относясь к приготовлению зрительского гарнира, на котором и будет красиво покоиться основное блюдо в виде отзыва. Сегодня было по-другому.

В-внезапность. Это был редкий случай, когда театр меня практически использовал. Уж извините за прямоту.

Это прекрасный, очень сложный, многомерный, абсолютно гармоничный в зрительском восприятии спектакль. Он настолько поразил меня, что после его просмотра мне захотелось лишь одного – глубоко и с наслаждением вздохнуть, завернуться в одеялко и уснуть. Ибо. У меня не осталось сил. Ну, вы поняли, о чем я. Это было великолепно…



«ДОН ХИЛЬ. ВЕРСИЯ». Режиссер Борис Гуревич. Фото из группы Областного драматического театра им. А.В. Луначарского: https://vk.com/dramapnz

Познакомь меня с причиной

Путешествия такого

Ради страха, но какого –

Нарядилась ты мужчиной?

Пьеса испанского драматурга и доктора богословия Тирсо де Молины по праву считается одной из наиболее сложных. Уследить за бесконечными интригами главной героини – знойной и темпераментной Хуаны, готовой пойти на всё ради того, чтобы вернуть неверного мужа, которая бесконечно переодевается то в юношу, то в девушку, подкупает слуг, пишет письма и один чёрт знает, что ещё делает, практически невозможно без ручки и блокнота. По крайней мере, так происходит, когда читаешь пьесу. Глубокой драмы и трагедии в этом чудесном игровом материале нет, а вот интриг более чем предостаточно. Тексту пьесы в стихах более 400 лет, он посвящён силе любви и чуду прощения, а также является типичным произведением в жанре маньеризма.

О да, как вовремя правда? Взгляните: «Маньеризм отражал разрушенный мир, в котором человека интересовал только он. Для пьес характерны счастливые концы, конкретный сюжет, когда характеры стают масками».

Кстати, это просто безграничный в горизонтах проявления актерского таланта материал для исполнительницы главной роли. Это про страсть, про двойственную природу человека.

Стоит отдать должное, что этот сложнейший материал, представший на пензенской сцене в решении Бориса Гуревича, мне показался просто идеальным проектом. Хоть ещё одна стилевая нота была бы явно лишней.

Действо наполнено яркими игровыми акцентами по развитию сюжетного рисунка пьесы, (да, она явно отличается от традиционной схемы с завязкой, кульминацией и финалом). И когда тебе, как зрителю, кажется, что ты уже не можешь больше, ну всё, правда, просто изнемогаешь от этих утонченных и свежих сценических решений, от эстетического удовольствия продуманной сценографии, нет - авторы этой версии про Дона Хиля – Зелёные штаны, продолжают тебя изощрённо истязать. В спектакле много цвета, движения, глубоких метафор, визуала, который подчеркивает жанр произведения.

Про акценты. Этот спектакль говорит на многих языках – с помощью символов и красок поп-арта, атмосферы бродвейских мюзиклов, узнаваемых мультипликационных историй братьев Уорнеров.

Полные голоса жизни и скоростных автомобилей ночные улицы Мадрида, его дивные зелёные сады, мосты, чудесную архитектуру – всё, всё это вы найдёте в воплощении комедии Тирсо де Молины на пензенской сцене.



«ДОН ХИЛЬ. ВЕРСИЯ». Режиссер Борис Гуревич. Фото из группы Областного драматического театра им. А.В. Луначарского: https://vk.com/dramapnz

Стоит отдать должное, что световые решения спектакля – это отдельная история. Помнится, ранее на меня произвело громадное впечатление работа Нарека Туманяна в спектакле «Каренины» Тульского театра драмы.

Так вот, сцена «высшего суда» над доном Мартином (Юра Землянский) во втором действии нашего пензенского спектакля – это просто космос. Не хочется писать спойлер, но всё же.

Когда на сцене появляется Альгуасил, представитель закона (Марина Матвевнина) с рупором в руках и процессия в зелёных капиротах клеймит неверного и заблудшего супруга стыдом и позором, словно паря над сценой, невозможно не замереть от восторга, как же это круто! Как вы там, Мнемосины, дери вас за ногу, послали такое вдохновение создателям спектакля… Это же гениально.

Хромакей, зелёный как штаны Хиля, на котором и происходит вся сцена, в этом случае выглядит крайне символично, типа «страшный суд» он без времени и границ, придёт за каждым. Кстати, новый свет в театре – просто улететь.

В список чудаков-сеньоров

Можешь с нынешнего дня

Ты включить еще меня…



«ДОН ХИЛЬ. ВЕРСИЯ». Режиссер Борис Гуревич. Фото из группы Областного драматического театра им. А.В. Луначарского: https://vk.com/dramapnz

А теперь – об игре. Стоит отметить, что этот спектакль получился удачным во всех отношениях. Играют отлично, и для зрителя это - настоящий большой и ценный подарок. Спектакль уникален тем, что им может насладиться не только новичок (а в зале в этот день были только школьники), но и любитель театра с опытом. В главной роли хитроумной Доньи Хуаны, она же – Дон Хиль - Зелёные штаны, заставившей весь город плясать под свою дудку – Анна Арзямова. В роли Дона Мартина, Дона Хиля как бы номер один – Юрий Землянский. Юная Инес, прочимая в супруги Мартину, против её воли - Дарья Шнейдер, лёгкая, изящная, искренняя в своей любви к таинственному незнакомцу в зелёных штанах.

С первых минут не просто улыбку, а прорывающийся сквозь все преграды приличия смех, дарит Сергей Пахомов, играющий отца Инес, Дона Педро де Мендоса.

Традиционно, как и во многих испанских комедиях, немалую роль в хитросплетениях происходящего играют слуги. Порадовали Николай Потапов (Караманчель, слуга Хуаны) и Влад Матюкин (Кинтана, ещё один слуга Хуаны).

С двукратным надрывом вчера рвал сердце и голос Павел Тачков, ибо ему выпала участь быть дважды «отцом» и, ни много не мало, сразу двух главных героев. Роль экспрессивной Клары, подружки Инесс, досталась Яне Дубровиной, а жгучего испанского влюбленного Дона Гуана – Артему Давыдову (Святая Дева Мария, зачем ему дали такой костюм, свихнуться можно).

Браво! Браво! Браво! Моё зрительское признание Сергею Пахомову, Дарье Шнейдер, Юре Землянскому, Артему Давыдову, Марине Матвевниной!



«ДОН ХИЛЬ. ВЕРСИЯ». Режиссер Борис Гуревич. Фото из группы Областного драматического театра им. А.В. Луначарского: https://vk.com/dramapnz

Ты, Караманчель, в уме ли?

Так как смотреть этот спектакль, чтобы не сойти с ума, поскольку он представляет собой богатое пиршество с сотней блюд, смыслов, словесной игры, «режиссерских пасхалок» к разным временам и событиям, великолепного внешнего оформления и гармоничной хореографии? Наслаждаясь. Получая удовольствие, полностью расслабившись. Театр в этом случае всё сделает за вас, объяснит, расскажет, даст почувствовать, поднимет от земли.

Так, например, во втором действии появление гротескных накладных воротников в костюмах, пышные юбки, костюмы, похожие на цирковые, напомнят зрителю, что он счастлив присутствовать на необычном торжестве – торжестве классической испанской комедии, ловкости и мастерства драматургической мысли в создании фантазии для забавы охочих до зрелищ глаз.

Этот спектакль – ода театральному искусству с колоритом испанских страстей, замешанных на кипящей ревности и всепоглощающей любви.

Я рекомендую его всем, кто хочет получить эстетическое удовольствие от посещения театра, достойно провести вечер, наполниться свежими эмоциями и по-человечески удивиться. Пробуйте, вам понравится…

1 просмотр0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page